ПРОЧЕН ЛИШЬ БРАТСКИЙ МИР (свт. Николай Сербский, с.4 №56)

14.06.2014

Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся [Мф. 5, 9].

Чистота сердца – основа мира, тишины и покоя. На этой основе – основе мирного духа – зиждется седьмой уровень Райской Пирамиды Духа, возносящейся к Небесам. Не может быть мирным сердце, которое полнится ложными помыслами, безумными желаниями тленного света и дурными страстями, ибо всё это вызывает волнение вод и поднимает мрачные бури на просторах житейского моря человеческого. На высотах очищается даже мутная вода из стоячих луж. Вознеси и ты, человек, сердце своё ввысь – и Небеса очистят его. В чистое сердце вселится покой, а в спокойное зеркало души будет смотреть Господь...
Мир и покой – это духовная услада. Духовная услада – и чистота сердца. Имеющий мир в чистом сердце услаждает свою душу, и это наслаждение никто не в силах отнять у него. Кто обладает миром душевным, тот имеет в сердце Христа, ибо сказано, что «Он есть мир наш» [Еф. 2, 14]. Кто во время бури пристанет к берегу Дарителя мира, тот получит мир в дар и перестанет бояться ненастья, ведь Христос есть Даритель мира, ибо сказал Он: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» [Ин. 14, 27]. Говорящий, что имеет Христа в себе, тем самым утверждает, что имеет мир в душе своей.
Лишь со Христом в единстве мы можем добиться мира в душе, а без Него – никогда не добьёмся. Апостол Павел много говорит о примирении с Господом. Это примирение означает не сделку между нашей волей и Волей Божьей, но полное и радостное подчинение нашей воли Господу. Святой Павел говорит и о нашем примирении с остальными людьми: то есть о согласии между нашей волей и волей других людей.
Люди пытались договориться и прийти к взаимному согласию тысячи лет, но – не примирились. Поэтому апостол Павел утверждает: добиться мира между людьми можно лишь через всеобщее признание Воли Божьей.
«Как аукнется, так и откликнется». Человек, который слышит мир Божий в себе, откликается на него и излучает его вокруг себя, причём без особых усилий – с лёгкостью дыхания. Отсюда вывод: творить мир означает – принимать и отдавать. Принимать мир от Господа и передавать его людям (и зверям) вокруг себя. Да, и зверям! Вспомните, святые люди Божьи жили в мире даже с дикими зверями и гладили их, как кротких ягнят. Следовательно, творить мир означает нести мир и зверям, и всей окружающей природе, ибо природе ничто так не мешает, как грешное беспокойство человека. Не природа умиротворяет человека, а напротив: мир природе дают люди. Как только между людьми воцаряется мир – и природа наслаждается миром...
Миротворец будет назван сыном Божьим. Вслушайтесь: он будет назван тем же именем, что и Христос из века в век!.. Миротворец вершит дело Христа. Во имя Отца Небесного он взывает к братству людей; во имя любви к Богу призывает человека любить ближнего как брата своего. Чтобы внести мир в отношения между людьми, напоминает им об их царском, господском происхождении – и поднимает на более высокий уровень родства. Ведь только на этом высоком уровне можно добиться настоящего, незыблемого мира. Гражданский мир непрочен – прочен лишь братский мир. Не сограждане – лишь братья могут принять и иметь настоящий Божественный Мир. Миротворец неизбежно свидетельствует о великом и близком родстве семьи Божьей, он проповедник Небесного Отцовства и братства людей. «Вы братья, ибо имеете единого Отца на Небесах!», – этому непогрешимому, возвышенному и вдохновляющему аргументу в пользу достижения мира между людьми никто разумный не может противоречить. И потому миротворец непрестанно обращается к оскорблённому людьми Богу с молитвой: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят; прости им, это дети Твои, а Ты им Отец!» – и Отец слушает сына-миротворца, и через него ниспосылает Свой Дух Святый, Который доносит людям Небесный дар: мир враждующим, покой, гармонию и душевное здоровье озлобленным.
Так миротворческой деятельностью созидается седьмой уровень Райской Пирамиды. Он выстроен будто бы из чистого золота и благородно мерцает в тишине...

Святитель Николай Сербский

Назад