РУССКИЕ НАУЧИЛИСЬ ТАЙНЕ ВЕРЫ (с.4 №58)
Удивительная во многих отношениях Россия всегда привлекала внимание Европы. Описывая нравы, традиции и Веру русских людей, представители разных сословий и профессий измеряли нашу страну на свой, западноевропейский аршин. Знакомясь с подобными трудами, волей-неволей читатель начинает проникаться мыслью об отсталости и невежестве огромной державы. Однако Россию, как известно, «аршином общим не измерить». Да и так ли уж идеален пресловутый «европейский стандарт»? Ведь о «Северном исполине» писали не только западные, но и восточные авторы.
В царствование Алексея Михайловича Московию дважды, с десятилетним разрывом, посещал Антиохийский патриарх Макарий – в 1656 и 1666 годах. Оба раза патриарха сопровождал его сын архидиакон Павел Алеппский, который и написал книгу о трёхлетнем – суммарно – путешествии отца по России. Кстати, в 1660-е годы будущий святитель Митрофан Воронежский являлся настоятелем мужского Яхромского Космина монастыря, который, по преданию, был основан на владимирских землях иноком Киево-Печерской лавры преподобным Космой Яхромским на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери.
За девять лет игуменства святителя Митрофана Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. И во время вторичного пребывания патриарха Макария в Москве святитель Митрофан по долгу службы наверняка с Антиохийским Владыкой встречался...
И вот перед нами труд, называемый «Путешествие Патриарха Макария в русскую столицу в XVII веке» – пытливый и беспристрастный взор более чем из трёхвековой дали. Тон повествования, по большей части – не просто доброжелательный, но восторженный. Возможно, в арабской рукописи не обошлось без традиционных для восточной манеры изложения преувеличений, а иногда и своеобразного истолкования тех или иных событий. Например, в одном месте автор пишет о том, как Алексей Михайлович на утренних дворцовых приёмах бросает в воду бояр и священников. Для антиохийца это ужасно, но у нас подобные «царские купания» рассматривались как забава, а некоторые придворные ловкачи даже делали на том карьеру...
Однако, существенно иное. Будучи нашими единоверцами, антиохийцы посещали русские церкви, хотя в те времена иноземцев в наши храмы не пускали в принципе. Уроженец сирийского Халеба (Алеппо) сообщает об огромной набожности московитов и отмечает у русских великое желание стоять у церковных служб. По этому поводу Павел Алеппский замечает: «Здесь даже дети вскормлены молоком Веры и благочестия. Если бы у греков (византийцев) была такая же строгость, как у московитов, то они до сих пор сохранили бы своё владычество».
А строгость – действительно, поразительная. Русские монахи, по свидетельству сирийцев, никогда не снимают клобуков; если же нарушают устав, то отправляются в Сибирь «ловить соболей». «Даже торговцы, к ним приезжающие, не смеют бриться», – с удивлением и уважением отмечает повествователь. При Михаиле Феодоровиче, отце Алексея Михайловича, встречая иноземное иноверное посольство, государь клал руку на голову посла, а когда тот уходил, мыл её, осквернённую прикосновением, с мылом. Да, то было время, когда не мы перенимали обычаи шутов и парикмахеров...
Странствуя по России, антиохийцы поразились нашим лесам: «дубы, тополя и сосны, похожие на кедр, ели, из которых делают корабельные мачты» (заметим, что о петровском кораблестроении ещё и не помышляли). Конечно, от взгляда путешественников не ускользнули узкие и грязные в непогодь дороги, «от которых поседели бы и младенцы». Зато зимой – пишет изумлённый очевидец – в Московии сани могут сделать до ста вёрст в день, а одна лошадь свезёт столько, сколько у арабов не под силу двадцати скакунам!
Множество впечатлений, весьма любопытных для наших современников, осталось зафиксировано в труде Павла Алеппского. Так, видели сирийцы и часть Белгородской черты, о чём Павел написал следующее: «По краям рва (выкопанного по приказу царя) вбиты брёвна, между собой перекрещивающиеся, представляя как бы городскую стену, на нём выстроены укрепления и непрерывная линия башен. На краях рва утверждены связанные между собой брёвна с удивительными приспособлениями. Царь выстроил тридцать больших приспособлений с пятьюстами стражей в каждой. Они сменяются каждые шесть месяцев. Для них устроены там города и селения, и заведены посевы на тех землях, которые были пусты и заброшены». Вообще по мнению Павла Алеппского, который дивился искусным деревянным строениям, наши крепости были прочнее каменных...
Судя по маршруту, часть пути арабы проделали через территорию современной Курской области, где не миновали сёла Калиновка и Хомутовка. Они проезжали многие городки и деревни, знакомые нам по звучанию: Сомово, Болхов, Новосиль, Изминников (Поздняковка).
А село с названием «Городище» есть в Курской, Белгородской и Орловской областях. Это означает, что арабские путешественники находились близ современной Липецкой области. В Городище стояла Космодемьянская церковь (храмы, освящённые во имя этих святых, есть ещё в Путивле и Карачеве). У всех церквей арабы отмечают высокие колокольни, галереи и изумительный иконостас, во время службы «земля дрожала, и гул колокольного звона, подобно грому, доходил и до Небес».
В селе Крупец-Поповка (современная Курская область) путешественников впечатлил красотою и гармоничностью храм во имя Святителя Николая.
Не оставила сирийцев равнодушными и необъятность русской территории. Из записок Павла Алеппского видно, как огромна Рязанская епархия (к слову, в скором времени это стало одной из причин образования епархии Воронежской). Что говорить, если самая бедная Коломенская епархия больше Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского епископств вместе взятых! В Коломне звонили во все колокола, владыка Макарий совершил Великое освящение воды. Кстати, в те времена на Крещение, оказывается, на Руси не купались. Лишь после освящения воды поили лошадей, а на праздник Богоявления крестили только младенцев и мужчин. Интересная и малоизвестная деталь нашей жизни...
Читая эти арабские путевые записки, не раз и не два можно убедиться в том, что пренебрежительное отношение к допетровской Руси очень часто несправедливо. К примеру, вопреки устоявшемуся мнению, русские воеводы – не ленивые ретрограды, заботящиеся лишь о личной наживе, но «любят тонкие вопросы и глубокомысленные споры. Они законоведы и философы, много читают. Они не имеют пристрастия к вину и веселию». Что же касается «вина и веселия», то пьяницам надевали на шею железную цепь с тяжёлым чурбаном. Так что знаменитые
Петровские «медали Бахуса» – тоже не новость.
На сирийцев неизгладимое впечатление произвёл военный парад, виденный ими в Москве: в три ряда всадники, одетые в белые, синие, красные, зелёные или розовые кафтаны – по цвету знамени полков. Главное знамя парада – с изображением Успения Богородицы: в Москве именно так – Успенской – была освящена патриаршая церковь.
Ещё на параде стрельцы несли знамёна с ликами Спаса Нерукотворного, Георгия Победоносца, святого Димитрия Солунского, Михаила Архангела, а также с изображением херувима с пламенным копьём, двуглавым орлом, львами и крестами. Как только ратники проходили мимо церкви, народ снимал шапки и молился, а стрельцы с мётлами выметали перед царём снег, расчищая зимний путь...
Довелось Павлу Алеппскому побеседовать и с «Тонун-козакы» – донскими казаками. «Тон» – Дон, древний отголосок названия нашей реки. Из беседы с казаками сириец уяснил, что «находясь под властью царя, они не знают страха, татары трепещут пред ними, ибо те нападают и продают рабов в Московии, турки тоже их боятся». Казаки же поведали Павлу одну из своих многочисленных историй, согласно которой в болгарском городе Сизиболе, недалеко от Варны, стоял монастырь, который раньше был на острове. Однажды несколько донских казаков, измученных бурей в море, нашли на том острове убежище. Турки напали на них, но казаки заперлись в обители, и турки не смогли их одолеть. После того, как осаждённые смогли уйти, по повелению султана монастырь переместили, чтоб казаки не находили там убежища...
Во время путешествия Павел Алеппский не переставал восхищаться нашими порядками: «Это ли не благословенная страна? Здесь, несомненно, Христианская Вера соблюдается в полной чистоте. Они научились тайне Веры, не знают зависти и пороков».
Да, на Руси случалось всякое, но что тогда происходило у других, если русские порядки так впечатлили Антиохийского патриарха? Поистине, Святая и Богоспасаемая Русь!..
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!