ПЕЧАЛЬ ПЕРЕМЕНИЛАСЬ В РАДОСТЬ (с.20 №59)

14.09.2014

21 сентября н.ст. – Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли, казалось, до пределов своего нравственного упадка. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить Веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий для спасения людей восхотел принять человеческое естество – и избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник Чистоты и Святости. Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева, чтобы, по Божественному Промыслу, послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в семье Иоакима и Анны в небольшом Галилейском городе Назарете. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени; Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова – Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елисавета, которая была матерью Иоанна Предтечи.
Иоаким и Анна были праведны пред Господом, чистым сердцем соблюдая заповеди Его до глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли супруги из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. Остальное же употребляли для собственных потребностей. Они были бы счастливы, если б не бесплодие, наполнявшее скорбью их сердца. По понятиям того времени отсутствие в семье детей считалось бесславием и наказанием, ведь потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обетованного Мессии. Пятьдесят лет брачной жизни терпели они позор бесчадия. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодие жены. Но он любил и почитал супругу за её необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Безропотно, в посте и молитвах несли они вместе испытание, укрепляя друг друга любовью и не теряя надежды на милость Божию.
В великие праздники они посещали Иерусалим. И однажды пришёл Иоаким в храм, чтобы вместе с другими принести жертву Богу. Но архиерей отверг его приношение, укорив: «Господь из-за каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя Своё благословение». Трудно было праведному Иоакиму слышать такие нарекания и, не в силах возвращаться домой с тяжким сердцем, он отправился в пустыню. Сорок дней старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, прося избавить его от позорных упрёков и даровать чадо в старости.
Узнав об оскорблении, нанесённом мужу, неутешно плакала и Анна. Чтобы скрыть от домашних свою скорбь, она уходила в сад и там под лавровым деревом с глубокой верой в милость Божию приносила Создателю слёзные молитвы, прося послать ей в старости радость чадородия. И однажды пред нею явился Ангел Господень и произнёс: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоём благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру». Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, сообщив ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам её на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя Святое Имя Его». Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне, сказав ему: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим, и там у золотых ворот найдёшь жену твою, которой я возвестил это». Супруги встретились у золотых ворот и, принеся благодарственные жертвы в храме, возвратились домой с верой в исполнение обетования Господа.
Православная Церковь с древних времен празднует в девятый день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишённых чадородия родителей для того, чтобы рождённое Дитя было всеми признано за особый Дар Божий. Чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо – Благодатную Весть, что от Девы родится Спаситель мира.
По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. Лишь Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого.
Колыбель Пресвятой Девы Марии, которая родилась в Назарете от некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже своё величие, не окружали ни блеск, ни слава мира. Все эти земные преимущества меркли при свете незримой Славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству «Евангелия», благодатною и благословенною со дня воплощения от Неё Спасителя мира. В пятнадцатый день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим – Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.
В IV веке равноапостольная Елена построила храм в честь Рождества Матери Божией, и Церковью был установлен великий двунадесятый вселенский праздник, который совершается 21 сентября (н.ст.). Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость.
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие – царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Пресвятая Владычица наша Богородица является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

По сайту:days.pravoslavie.ru

Назад