ПО ОТКРОВЕНИЮ БОЖИЮ (с.18 №60)

12.10.2014

Недалеко от древнего города Владимира, бывшего некогда столицей славного удельного княжества, в конце XV века возник монастырь, названный Яхромским Косминым. Придёт время – и он станет одной из самых прославленных русских обителей.
Согласно церковному преданию, будущий основатель монастыря, преподобный Косма, родился в семье знатного боярина, жившего во владениях Владимиро-Суздальского князя. И хотя в различных источниках о жизни преподобного пишется, что подростком его отдали на воспитание соседу-помещику из старинного рода Секериных из-за недостатка средств в семье, повод усомниться в мотивах поступка Космы есть. Боярский сын, да ещё из знатного рода – и нуждался в средствах? Наверное, причина его ухода кроется в ином. Скорее, юный Косма ушёл к Секерину добровольно, по велению души, а сам его поступок можно считать неким послушанием в миру. Мало того, наследник знатного боярина Косма направился не к какому-нибудь владетельному князю, но к человеку, страдавшему тяжёлой болезнью – и разделил со своим господином его тяготы и печали.
С Секериным, искавшим исцеления от тяжкого недуга, Косма ходил по городам и весям. Однажды летним днём путники остановились на берегу реки Яхромы. Когда болящий уснул, отрок внезапно увидел необычный свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, и пожелай радости праведных – да насладишься вечных благ». Косма заметил, что лучи света исходили от явившейся на старом вязе иконы Богоматери. Взяв с дерева святой образ, он поднёс его к недужному господину, и тот вскоре получил исцеление. Произошло это чудо в 1482 году.
Ведо́мый небесным вдохновением, юноша с иконой Богоматери тайно удалился от исцелённого, пришёл в Киево-Печерскую обитель и там принял постриг. После нескольких лет иноческих подвигов Косма, по откровению Божию, взял с собою явившуюся ему икону и вернулся на место обретения святого образа, где построил церковь во имя Успения Божией Матери, в которой и поставил чудотворную икону. Сам он поселился возле храма, при котором вскоре образовалась обитель, названная в народе Косминой – по имени её основателя и первого радетеля.
Ещё одним подвижником благочестия Яхромского монастыря стал будущий первый епископ новообразованной Воронежской епархии святитель Митрофан, а тогда – смиренный инок Золотниковской пустыни во имя Успения Божией Матери, находившейся недалеко от монастыря, основанного праведным Космой. Отметим тот факт, что соборная церковь Яхромской обители освящена точно так же, как и Золотниковский храм, и едва ли это случайный эпизод в жизни Митрофана Воронежского.
Из жития святителя Митрофана известно, что «несмотря на старание подвижника укрыться от славы человеческой (и это роднит его с преподобным Космой), богоугодная жизнь его сделалась известна... и братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась с просьбой дать в игумены известного своей строгой жизнью инока Митрофана». Просьбу иноков исполнили: летом 1665 года блюстителем патриаршей кафедры митрополитом Сарским и Подонским Павлом святой Митрофан был благословлён во игуменский чин.
В Яхромском монастыре святитель Митрофан настоятельствовал почти десять лет. Насаждая среди братии дух благочестия, он заботился и о внешнем процветании обители. Вскоре после введения в управление монастырём новый игумен приобрёл для него богато украшенное «Евангелие», с помощью благотворителей построил новый, более обширный храм во имя «Нерукотворного Спаса» и снабдил его церковной утварью.
Конечно же, главной святыней Косминой обители стала чудотворная «Яхромская» икона Богоматери, обретённая её основателем. В царствование Алексея Михайловича из Космина монастыря икону взяли в Москву. Писалось о ней следующее: «Образ Пресвятой Богородицы «Яхромской» чудотворный, медный литой, явился в лето 1482 октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому близ града Юрьева Польского... Явился образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный же был тогда во младости и не пострижен». Образ был возвращён в обитель в 1685 году, а дальнейшая его судьба неясна.
В XVIII-XIX веках «Яхромской» иконой в Космином монастыре называли два изображения Божией Матери: образ Богородицы с Младенцем (по иконографическому типу «Умиление») и древнюю икону «Успения Богородицы», торжественно празднуя 14/27 октября явление преподобному Косме «Яхромской» иконы и память «Успенской» иконы. К сожалению, обе эти святыни Космина монастыря не сохранились. А ещё одна чтимая монастырская икона «Яхромской» Божией Матери, представленная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в городском музее Суздаля.
Правда, в Благовещенском соборе Московского Кремля сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне.
Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого преподобного Космы, либо исцелённого боярина из знатного рода Секериных, у которого преподобный одно время находился в услужении. В течение двух веков икона хранилась в Косминой обители, а в XVII столетии вместе с явленным чудотворным медным литым образом тоже была взята в столицу и осталась в царском Благовещенском храме.
В лихие богоборческие времена древнюю Космину обитель новые советские власти закрыли, но монастырские каменные храмы и братский корпус, построенный ещё святителем Митрофаном Воронежским, удивительным образом стоят и доныне. Тогда как десятки церквей в окрестных сёлах оказались навсегда стёртыми с лица земли, остались почти невредимыми храм «Нерукотворного Спаса» и древняя соборная церковь Успения. Избежал разрушения и надвратный храм Святителя Николая.
В относительно недавние 1990-е годы жители села Небылое, в центре которого стоит Успенская обитель, начали возрождать церковно-приходскую жизнь, и вскоре здесь появились и немногочисленные насельники. Главными святынями монастыря по-прежнему являются святые мощи преподобного Космы Яхромского и копия чудотворной «Яхромской» иконы Богородицы.

По материалам сайта Почаевской Духовной семинарии
и «Жития Митрофана Воронежского»

Назад