ПРОСИВШИЙ У БОГА ПРОСТОТЫ (с.16 №60)

12.10.2014

23 октября /10 ст.ст./ – память блаженной кончины преподобного Амвросия Оптинского

Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского, оказавшего огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей великого старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней. Преподобный Амвросий не был ни епископом, ни архимандритом, ни игуменом – лишь простым иеромонахом. Будучи смертельно болен, в тридцать четыре года он принял схиму и стал иеросхимонахом. В этом чине он и отошёл ко Господу, достигнув семидесяти девяти лет в основанном им недалеко от Оптиной женском монастыре – Казанской Шамординской пустыни.
Став духовным преемником преподобных Льва и Макария Оптинских, преподобный Амвросий был сподоблен многих благодатных даров Божиих: умной молитвы, провидения, исцеления, чудотворения, духовного утешения и рассуждения. Он с каждым говорил на его языке: с неграмотной крестьянкой, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Отвечал на вопросы Достоевского и Толстого и других самых образованных людей того времени. Слова его были простыми, меткими, с добрым юмором: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». «Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится – это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви». А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».
Прозорливость, мудрость, любовь к людям, духовная сила сделали его известным всей России. Со всех концов страны стекались к святому люди всех чинов и сословий за советом и наставлением: бедные и богатые, интеллигенция и простолюдины. Он был близко знаком с Ф.Достоевским, В.Соловьёвым, К.Леонтьевым, Н.Гоголем, М.Погодиным, А.К.Толстым, Л.Н.Толстым и другими выдающимися современниками. Будучи духовным наставником всей православной России, старец вдохновлял создателей величайших произведений русской художественной и философской мысли. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы».
Родился будущий преподобный в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье Гренковых шестым ребёнком из восьмерых. Дед его был священником, отец, Михаил Фёдорович – пономарём. Перед рождением ребёнка в дом съехалось много гостей, и роженицу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, крещеного в честь благоверного князя Александра Невского. Позднее, уже старцем, он шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу». Александр рос живым и смышлёным.
В строгой семье ему иногда доставалось за детские шалости. Двенадцати лет поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил, потом прошёл курс обучения в Тамбовской семинарии. Обладая живым характером, добротою и остроумием, Александр был любим товарищами. Перед ним, талантливым и энергичным, лежал жизненный путь, обещавший земные радости и благополучие. Но незадолго до окончания семинарии юноша опасно заболел. Это был один из первых многочисленных недугов, которые мучили старца всю жизнь. Молодой семинарист дал обет в случае выздоровления стать монахом, но, выздоровев, четыре года не решался исполнить его. Некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион, которого встретил молодой человек в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен».
После Лавры мирская жизнь теряла для Александра привлекательность, и он срочно и тайно уехал в Оптину, где, став учеником великих старцев Льва и Макария, в 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросия. 1843 год – иеродьякон, 1845 год – иеромонах. За этим – пять лет трудов, аскетической жизни и тяжёлой физической работы. Александр был готов к монастырским испытаниям. Молодому монаху с блестящими способностями и знанием пяти языков пришлось работать в пекарне: печь хлеб, варить хмелины (дрожжи), помогать повару. Послушания воспитывали в нём смирение, терпение, умение отсекать свою волю.
Прозорливо угадав в юноше будущего старца, преподобные Лев и Макарий заботились о его духовном возрастании. Некоторое время он был келейником старца Льва, его чтецом, регулярно приходил по службе к старцу Макарию, задавал ему вопросы о духовной жизни. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей, хотя из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.
Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи отец Амвросий, изнурённый постом, сильно простудился. Вскоре состояние здоровья у него стало таким плохим, что в 1846 году его по болезни вывели за штат. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдая от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва бы хватило трёхлетнему ребёнку. Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз по благодати Божией возвращался к жизни. С сентября 1846-го по лето 1848 года состояние здоровья отца Амвросия было просто угрожающим, и он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени и вскоре неожиданно болезнь отступила. Через двадцать лет вновь случилось резкое ухудшение, и, казалось, надежды на поправку нет. Тогда была привезена к его постели «Калужская» чудотворная икона Божьей Матери. После молебна, келейного бдения, а затем соборования здоровье старца поддалось лечению.
Святые отцы перечисляют около семи духовных причин болезней. Об одной из причин болезней они говорят: «Став праведными, святые претерпевали искушения или по причине каких-то недостатков, или чтобы получить большую славу, потому что обладали великим терпением. И Бог, не желая, чтобы излишек их терпения оставался неиспользованным, попускал им искушения и болезни». У преподобного Амвросия как будто не было внешних скорбей, но, пожалуй, никто из Оптинских старцев не нёс такого тяжёлого креста болезни. На нём сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается».
Особенно важным для духовного его возрастания в эти годы было общение со старцем Макарием, обучавшим его искусству из искусств – умной молитве. Несмотря на болезнь, отец Амвросий остался в полном послушании у старца, по благословению его занимался переводом святоотеческих книг. В частности, им была подготовлена к печати «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайского. Ещё при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к отцу Амвросию для открытия помыслов. Отец Макарий сближал отца Амвросия и со своими мирскими духовными чадами, готовя себе преемника. Когда же старец Макарий преставился в 1860 году, то по воле Божией отец Амвросий был поставлен на его место.
Старец Амвросий вставал в четыре-пять утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило, затем он молился один. С девяти часов начинался приём: сперва монашествующих, затем мирян. Около двух дня ему приносили скудную еду, потом он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся приём. В одиннадцать совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи преподобный оставался, наконец, один. Так в течение более тридцати лет изо дня в день... Прежде никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине, он же не только был духовным отцом множества женщин, но и основал недалеко от Оптиной Пустыни женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь. Туда принимали неимущих и больных женщин, и к 1890-м годам число инокинь в ней достигло пятисот.
Многочисленны свидетельства о его благодатных дарах. Одна женщина из Воронежа в семи верстах от монастыря заблудилась. И тут к ней подошёл старичок в подряснике и скуфейке и указал клюкой направление пути. Она пошла в указанную сторону, увидела монастырь и пришла к домику старца. Все, слушавшие её рассказ, подумали, что это был монастырский лесник или кто-либо из келейников; как вдруг на крылечко вышел келейник и громко спросил: «Где тут Авдотья из Воронежа?» – «Голубушки мои! Да ведь Авдотья из Воронежа я и есть!» – воскликнула рассказчица. Минут через пятнадцать она вышла из домика вся в слезах и, рыдая, поведала, что чудный старичок, указавший ей дорогу в лесу, был сам отец Амвросий...
Один из случаев прозорливости старца рассказал мастеровой. «Надо было мне ехать в Оптину за деньгами. Иконостас мы там делали, и приходилось мне за работу от настоятеля получить довольно крупную сумму денег. Перед отъездом зашёл к старцу Амвросию взять благословение на обратный путь. Домой ехать я торопился: ждал на следующий день получить большой заказ, тысяч на десять, и заказчики должны были быть непременно на другой день у меня.
Народу в этот день у старца, по обыкновению, была гибель. Прознал он, что я дожидаюсь, и велел мне сказать через своего келейника, чтоб я вечером зашёл к нему чай пить.
Приходит вечер, пошёл я к старцу. Продержал меня батюшка, ангел наш, довольно долго, уже почти смеркалось, да и говорит мне: «Ну, ступай с Богом. Здесь ночуй, а завтра благословляю тебя идти к обедне, а от обедни чай пить заходи ко мне». Не посмел перечить. Задержал меня старец на три дня. Уж не до молитвы мне было у всенощной – так и толкает в голову: «Вот тебе и прозорливец! Свистит теперь мой заработок». На четвёртый день прихожу к старцу, а он мне: «Ну, теперь пора тебе и ко двору! Ступай с Богом! Да по времени не забудь Бога поблагодарить!»
И отпала у меня всякая скорбь. Выехал я из Оптиной Пустыни, а на сердце-то так легко и радостно... К чему только сказал мне батюшка: «Потом не забудь Бога поблагодарить»? Приехал домой, и что же? Я в ворота – а заказчики мои за мной: опоздали на трое суток приехать. Ах, ты мой старчик благодатный!..
Прошло с того времени немало. Заболевает мой старший мастер к смерти. Прихожу к нему, а он глянул на меня да как заплачет: «Прости мой грех, хозяин! Я ведь тебя убить хотел. Помнишь, ты из Оптиной запоздал на трое суток приехать. Ведь нас трое, по моему уговору, три ночи подряд тебя на дороге под мостом караулили: на деньги, что ты за иконостас из Оптиной вёз, позавидовали. Не быть бы тебе в ту ночь живым, да Господь за чьи-то молитвы отвёл тебя от смерти без покаяния... Прости меня, окаянного!» – «Бог тебя простит, как я прощаю». Тут мой больной захрипел и кончаться начал, Царствие Небесное его душе. Велик был грех, да велико покаяние!»
Что касается исцелений, то им не было числа. Эти исцеления старец всячески прикрывал. Иногда он как бы в шутку стукнет рукой по голове – и болезнь проходит. Зная преподобного, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка! Побей меня, у меня голова болит». Больные после посещения его выздоравливали, у бедняков налаживалась жизнь. Духовная сила его проявлялась иногда в исключительных случаях. Однажды отец Амвросий, опираясь на палочку, откуда-то шёл по дороге в скит. Вдруг на пути его стоит нагруженный воз, рядом лежит мёртвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту – беда! Приблизившись к павшей лошади, старец медленно её обошёл, потом, взяв хворостину, стегнул лошадь и прикрикнул: «Вставай, лентяйка!» – и лошадь послушно поднялась на ноги.
Многим людям преподобный являлся на расстоянии, подобно святителю Николаю Чудотворцу: или с целью исцеления, или для избавления от бедствий. Некоторым открывалось в зримых образах, сколь сильно молитвенное предстательство его перед Богом. Вот воспоминания одной монахини о молитве отца Амвросия: «Старец выпрямился во весь рост, поднял голову и воздел руки кверху в молитве. В это время стопы его будто отделились от пола. Я смотрела на освещённую его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошёлся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумлённой виденным, и, перекрестив меня, сказал: «Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай».
Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость – именно эти качества притягивали к нему людей.
Час кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино, куда он выехал 2 июня 1890 года на лето. В конце лета старец трижды пытался вернуться в Оптину, но не смог по нездоровью. Через год болезнь ещё усилилась; его соборовали и неоднократно причащали. 10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом его под моросившим осенним дождём был перенесён в Оптину Пустынь, и ни одна из свеч у гроба не погасла. На погребение съехалось около восьми тысяч человек. 15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем старцем Макарием. Именно в этот день – 15 октября – в 1890 году старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам не раз возносил горячие молитвы.
Шли годы, наступили времена тяжких потрясений: Оптина Пустынь была закрыта, разорена, стёрли с лица земли часовню на могиле старца. Но память о великом угоднике Божием уничтожить было невозможно.
В 1987 году Оптину Пустынь возвратили Церкви. А в июне 1988-го Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили «Казанская» икона Божией Матери и мощи и икона преподобного Амвросия, удостоверяя, что он не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом.

Сайт-источник: www.optina.ru

Назад